На инаугурацию президента мэр Киева Виталий Кличко приехал на велосипеде и в хорошем настроении. Первый факт обусловлен перекрытием центральных улиц, второй — политическим «долголетием» городского головы. Кличко — единственный лидер Майдана, кому народ не вынес строгий приговор. Случится ли это через год на выборах в местные советы?

Как и Петр Порошенко Украину, Кличко принял столицу в сложный период. Как и Порошенко он не смог решить абсолютно все системные проблемы за отведенную ему каденцию. Противники ругают мэра за продолжающуюся застройку, неурегулированные земельные отношения, окружение. Сторонники, напротив, отмечают проевропейский вектор развития столицы и его плоды — благоустройство, сервисность, открытость городской администрации. Кого больше, показала последняя социология. В марте 2019 года Центр исследований и коммуникаций Active Group спросил киевлян, за кого они голосовали бы на выборах мэра Киева в следующее воскресенье. Отправить Кличко на второй срок готовы 47% из определившихся с выбором. Отрыв от ближайшего преследователя — Александра Омельченко (14,3% соответственно) — кажется непреодолимым. Потери в рейтинге за 4 года у власти по украинским меркам незначительные — всего лишь 19%. Рейтинг Кличко обеспечили шаги навстречу бизнесу, развитие городской инфраструктуры и продуманная имиджевая политика.

У киевлян впервые появился мэр европейского образца. И дело не только в двухколесном транспорте, на котором тот довольно часто передвигается по городу. Кличко всеми силами работает над имиджем народного мэра: вместе с киевлянами он бегает марафоны, инспектирует строительство мостов, спускается в шахты метро и отмечает новый год. Кличко сам себе пресс-служба и smmщик, а его традиционные сэлфи — был основным каналом коммуникации с аудиторией во времена, когда Зеленский еще не сделал их мейнстримом. В сравнении с предшественниками Кличко, это подкупает. Как и проводимая им кампания по международному промо столицы. Под его управлением городская администрация многое сделала для имиджа Киева как современной спортивной столицы, чего стоят финал Лиги Чемпионов или Всемирный боксерский совет WBC. Киев звучит на каждой встрече Кличко за рубежом, будь то благотворительный вечер в Лас-Вегасе с участием звезд мирового бокса или обед с Куртом Волкером из Госдепа США.

Позитивные сигналы из Киева, наконец, увидел большой бизнес. Столица вошла в топ-10 городов мира по рентабельности бюджетных инвестиций. Международные агентства повышают инвестиционный рейтинг и отмечают снижение уровня бюрократии. На днях специализированное подразделение газеты Financial Times, опубликовало новый список Smart Locations of the Future — рейтинг самых привлекательных городов для инвестирования. В списке городов с высокой экономической эффективностью Киев занял пятое место и обошел Вильнюс, Вроцлав и Ханой. Кроме того, столица Украины вдвое улучшила собственные позиции в мировом рейтинге стартап-городов, составленном StartupBlink. С 63 места Киев переместился на 34-е, обогнав стартап-экосистемы Хельсинки, Мюнхена и Дублина. Как результат — появление на столичном рынке гигантов Uber, H&M, до конца года к ним присоединится IKEA. На сегодня 60% всех инвестиций в Украину приходится на столицу.

«Долгие годы Киев был городом нереализованного потенциала. Инвесторы всегда подчеркивали привлекательность столицы, но заводить сюда капитал не спешили: в условиях тотальной коррупции активы не защитить. Как бизнесмен я могу сказать, что сейчас ситуация заметно изменилась. Снизилась бюрократия и давление, городская администрация открыта для диалога. Приход в Киев глобальных компаний тому подтверждение. Бизнес такого рода не работает, если не уверен в защите инвестиций и антикоррупционной чистоплотности властей», — прокомментировал народный депутат Украины, экс-депутат Киевсовета Валерий Ищенко.

Популярні новини зараз
Віддавати по 10% від пенсії не доведеться: "Київстар" порадував стареньких бюджетним тарифом Життя стане солодшим без цукру: в Україні супермаркети оновили ціни на сіль, майонез та кетчуп Два тарифи на воду: нові ціни встановили для мешканців багатоповерхівок та приватного сектору Як в інших країнах звикли підтирати попу і чому на нас дивляться, як на дурнів: вся справа в культурі
Показати ще

Коммунальная сфера, проблемы в которой копились десятилетиями, пока обходится косметическим «ремонтом». По информации «Киевзеленстроя», на одного жителя столицы приходится по 21 квадратному метру зеленых насаждений, а в 2017 году Киев был признан «самым зеленым мегаполисом» в Европе. Власти приложили к этому немало усилий. За последние годы отремонтировали и восстановили 339 парков и скверов: парки «Наталка», «Отрадный», «Сырецкий», «Победа», «Владимирская горка», «Муромец», Пейзажная аллея. Позитивные изменения теперь в буквальном смысле слова можно увидеть: ежегодно мэрия «срезает» тысячи конструкций для наружной рекламы. По итогам прошлого года билбордов, ситилайтов и растяжек стало меньше на 16 тысяч. Успехи по борьбе с МАФами тоже есть, но скромнее. Наведен порядок на Андреевском спуске, разработаны и ждут утверждения новые правила размещения киосков — их не будет у метро, ​​вдоль основных магистралей и на остановках общественного транспорта. Бесхозные МАФы теперь не раздают своим, а продают через систему ProZorro. Поступления в столичный бюджет, начиная с 2015 года, увеличились в 64 раза и достигли 18 млн. грн.

«Я родился в Киеве и прожил здесь всю свою жизнь. С этой точки зрения я могу объективно сравнить положение дел сегодня и 5 лет назад. Пускай не так быстро, как хотелось бы, но Киев уверенно движется в Европу — по комфорту городской среды, доступности электронных сервисов. Многие мои зарубежные партнеры, приезжая в Киев спустя долгие годы, город не узнают», — рассказывает нардеп Валерий Ищенко.

Заботясь о своем рейтинге, мэрия пытается заботиться и о ежедневном комфорте киевлян. Город закупил 103 новых троллейбуса, 45 современных трамваев и 100 новых автобусов. Киев первым в Европе тестирует Uber Shuttle. Это современные и комфортабельные микроавтобусы, мест в которых можно забронировать с помощью мобильного приложения. Городской транспорт нового поколения подстегнет перевозчиков к здоровой конкуренции и повышению качества и безопасности предоставляемых услуг.

Сам Кличко считает своим достижением финансовое обеспечение социальных статей — образование и медицину. За 4 года построили или полностью реконструировали 7 школ и 22 детсада. Кроме того, в энергосберегающие технологии в объектах образования привлекли больше 100 млн грн. Ежегодно это экономит бюджету миллионы. Рекордное финансирование — 9,7 млрд грн — в прошлом году получила медицина. Капитально отремонтировали отделение в 5 больницах и 2 родильных дома, закупили 24 автомобиля «скорой» и медоборудования на 627 млн грн. Доступ к социальным учреждениям упростили с помощью электронных сервисов. Так, заработала электронная очередь в детсад, электронная запись к врачу, интерактивная карта работы коммунальной техники, а также «Открытый бюджет» — доходы и расходы бюджета теперь общедоступны.

Чего нельзя сказать о дорогах. Подавляющая часть дорожного покрытия недоступна для подавляющего большинства транспорта — 80% столичных дорог исчерпали срок эксплуатации. На их ремонт нужно по меньшей мере 1,4 млрд. грн. Ремонт одного только Шулявского моста обойдется в 850 млн. грн. С учетом того, что на реконструкцию дорог город выделяет в десятки раз меньше, а по истечению 5 гарантийных лет придется ремонтировать уже новые дороги, процесс рискует стать вечным. Выхода из сложившейся ситуации не видят ни в Киеве, ни во всей Украине.

Аналогичная ситуация сложилась в ЖКХ. По разным оценкам, в городе изношены до 80% сетей. Износ произошел из-за нерадивого собственника теплоэнергетического комплекса Киева: 17 лет стратегический объект находился в управлении частной компании. В прошлом году администрации удалось вернуть его в коммунальную собственность, а это крупнейшие в стране ТЭЦ-5 и ТЭЦ-6, почти 200 котельных, 2,6 тыс. км теплосетей и мусоросжигательный завод «Энергия». Сколько на реконструкцию всего этого добра нужно денег, в мэрии даже не берутся подсчитывать. Это сделали международные эксперты, названная сумма шокирует — 30 млрд грн. Модернизация может начаться в случае успешного финала переговоров с ЕБРР о предоставлении столице кредита на €140 млн на срок до 13 лет.

И хотя сейчас как будущий кандидат в мэры Виталий Кличко вне конкуренции, заключение этой сделки создало бы дополнительный буфер на случай непредвиденных обстоятельств. Не лишним для мэра стал бы также аудит предвыборных обещаний. По данным издания «Слово и дело», на сегодняшний день из них выполнено 47%, еще 21% — в процессе. По этому показателю в рейтинге ответственных мэров глава Киева является одним из лидеров.